Н. Александрович

Проект "Феркад -2"

По первоисточнику. Без сокращений.

 

11 августа 1998 года место трубы 270-мм "Феркада" заняла новенькая труба 300-мм "Пегаса", что явилось окончанием первого этапа моего нового проекта "Пегас".

Теперь освободившуюся трубу "Феркада" предстояло снабдить портативной (и по возможности облегченной) азимутальной монтировкой. В качестве основания этой монтировки мною был выбран достаточно массивный, но прочный чугунный шкив от одной из упоминавшихся в проекте "Феркад" сельскохозяйственных машин. Этот шкив диаметром около 400 мм имеет в центре отверстие под 35-мм ось, а по краю одной из сторон - ровную поверхность. По этой ровной поверхности катятся три подшипника, закрепленные на круглом основании от старого кресла (!). В центре основания зафиксирован большой подшипник, держащий короткую 35-мм ось, проходящую через центр шкива (фото 5).

К металлической спинке кресла привинчены два вертикальных стальных уголка. Через отверстия в верхних частях этих уголков продеты внешние концы горизонтальных полуосей, зафиксированные гайками М16. На внутренних концах полуосей насажены подшипники. Далее я не придумал ничего лучшего, чем просто охватить эти подшипники дюралевыми хомутами, затянуть и намертво привинтить хомуты к толстым стальным пластинам, прилегающим к трубе телескопа с противоположных сторон. Пластины соединены между собой дюралевыми полосками, охватывающими трубу и стягиваемыми с помощью болтов (аналогично креплению "Феркада" на стационарной монтировке).

Фото 1. 13.09.1998.

Фото 2. 13.09.1998.

Все вышеописанное я сделал летом - осенью 1998 г. на даче, а в октябре перевез монтировку в Москву, поскольку переносить на следующий сезон остальные работы по этому проекту не хотелось.

Таким образом, труба может свободно поворачиваться от вертикального положения до горизонтального (только с одной стороны - с другой ее не пускает спинка кресла). Но такая свобода телескопу ни к чему. Привод поворота телескопа по азимуту устроен очень просто. По краю лежащего на земле шкива катится небольшой пластмассовый ролик, надетый на короткую ось. Эта ось на двух подшипниках зафиксирована в дюралевой трубке и прижимается к шкиву пружиной. К верхнему концу оси привинчен стальной прут, передающий ролику вращательное усилие от ручки, помещенной на уровне горизонтальной полуоси (с той стороны, куда повернут окулярный узел). Сцепление ролика с необработанной поверхностью шкива очень хорошее, и проскальзывания исключены. Передаточное число такой передачи не слишком велико, поэтому на большой угол телескоп можно поворачивать по азимуту, не пользуясь ручкой привода.

С приводом поворота во высоте дело обстоит сложнее. Принцип остался тот же - качение ролика по диску, но исполнение несколько иное. Диск представляет из себя сектор (чуть больше прямого угла - этого достаточно) из листового 7-мм оргстекла. Этот сектор привенчен к одной из стальных пластин, соединяющих трубу с полуосями. К сектору пружинами прижимается пластмассовый ролик на оси, зафиксированной двумя подшипниками в дюралевой трубке. Трубка, в свою очередь, крепится к тому же уголку, что и горизонтальная полуось. Для лучшего сцепления на рабочем краю сектора закреплена пластмассовая прокладка, с которой и сцепляется ведущий ролик. В принципе, для фиксации трубы этого было бы достаточно, но большой радиус сектора (40 см) привел к тому, что узел привода по высоте расположился очень низко, и дотянуться до него рукой, глядя в окуляр, не удастся. Поэтому через пару шестеренок и пружину ось ролика была соединена с металлическим прутом, который вывел ручку привода к горизонтальной полуоси, рядом с ручкой поворота по азимуту. Для того, чтобы свободно повернуть трубу телескопа вокруг горизонтальной оси на большой угол, пришлось также изготовить ручку "сцепления". При нажатии на нее ролик через систему тяг отходит от края сектора, и труба освобождается. При отпускании ручки пружины снова прижимают ролик к сектору.

Фото 3. "Феркад-2" в транспортировочном положении.═25.02.99

Фото 4. "Феркад-2" в рабочем положении. 25.02.99.

Фото 5. Основание "Феркада-2" и механизмы поворота по осям. 25.02.99.

Труба телескопа осталась без изменений, только было изготовлено новое крепление под 30-мм искатель "Мицара", аналогичное заводскому.

В собранном виде телескоп весит 42 кг, поэтому для его транспортировки (или хотя бы перемещения по квартире) предусмотрены дополнительные приспособления (фото 3). К шкиву привинчивается кронштейн из стального уголка с двумя легкими колесиками, а труба в вертикальном положении (для предотвращения самопроизвольных поворотов) крепится к спинке кресла. Чтобы при транспортировке не повредить окулярный узел, вместо него ввинчивается заглушка, а искатель вместе с крепежным кронштейном снимается.

И, наконец, настал исторический день. Вечером, 25 ноября 1998 г., я вытащил новоиспеченный "Феркад-2" на балкон для испытаний. Прямо напротив дома светил мощный уличный фонарь, поэтому, наскоро отъюстировав по фонарю искатель, навел телескоп на Сатурн (окна у меня с восточной стороны). Хотя телескоп и не остыл как следует, щель Кассини и два спутника (Титан и Рею) разглядеть удалось, и монтировка вела себя нормально, так что испытания можно считать успешными, а проект "Феркад-2" - завершенным.


В начало

 

Реклама:
Hosted by uCoz